Пруд, образуемый Язвенкой, недалеко от холмистого поля в Царицыно. Июнь 2005 г. Фото с сайта photobase.ru Зимнее путешествие вдоль Язвенки. Фото и текст - Александр Деревщиков. 24 февраля 2007 года. Язвенка на современной гидрографической карте Язвенка на современной карте Москвы Язвенка на карте 1860 г. |
Находится на юге города. Правый приток р.Городни.
Длина реки около 5 км. Площадь бассейна около 10 км2. Берёт начало вне города, к западу от Каширского шоссе, пересекает МКАД и течёт вдоль Шипиловского проезда и улицы Баженова. В прошлом принимала слева Бирюлёвский ручей, впадающий теперь в Верхний Царицынский пруд. Долина глубоко врезана и живописна, объявлена в 1991 г. памятником природы. Сохранились участки суходольных лугов и болот. На берегах находились деревня Орехово и село Царицыно.
Первоначальным вариантом названия Язвенка было Язва (первое письменное упоминание в 60-х гг. XVII в.). Большое количество соответствий этому гидрониму есть в Поочье (Язва, Язвенка, Язвина, Язвинка, Язвица и др.), на северо-западе России, в Белоруссии, на Украине и в др. местах. Наиболее вероятно объяснение названий из апеллятива язва в значении «щель, трещина», отсюда язвина в земле — «яма, нора». Были попытки объяснить подобные названия иначе: из апеллятивов язь — «вид рыбы», яз (ез) — «запруда речки для ловли рыбы», устар. езва (езова) — «песчаный нанос или отмель у берега реки, староречье, мелководный залив в озере, полыньи в болоте, реке», даже диал. язвик, язвец - "барсук". Последнее название - Царицынский ручей - дано по расположению в Царицыне, речка впадает в Верхний Царицынский пруд.
На мостике через речку Язвенку (он до сих пор называется «лемешевским»), при её впадении в Верхний Царицынский пруд, пел Сергей Лемешев для своей партнерши Зои Федоровой на съемках фильма "Музыкальная история" (сцена с лодками).
Как строили метро под районом Царицыно. Из истории Метростроя.
В 1984 г. вошел в строй действующих участок Замоскворецкой линии длиной 6,4 км с 3 станциями: "Кантемировская", "Царицыно" и "Орехово" в направлении от "Каширской" к микрорайонам Царицыно и Орехово-Борисово.
Сложным был "строительный фон" очередного участка линии: водные преграды, пересекаемые на небольшой глубине железнодорожные пути.
Предложенный проектировщиками и строителями комплекс инженерно-технических мер, примененный впервые в практике метростроя, позволил коллективу СМУ-3 успешно соорудить перегонные тоннели между станциями "Царицыно" и "Орехово" под Царицынскими прудами и ручьем. В водоеме была отсыпана искусственная дамба, с которой бурили замораживающие скважины для образования ледогрунтовых стен и сплошного укрепления грунтов над сооружаемыми тоннелями. Водоток ручья был пущен через новое русло. Проходку вели щитами ЩН-1 и ЩМР-2-1. Устройство противовсплывных пригрузов и внутренней металлической тоннельной обоймы обеспечивало сохранность возводимых конструкций. Зеркало Царицынских прудов и их водный уровень были восстановлены после расчистки дамбы по окончании строительства.
По сообщению пресс-службы Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы в мае 2001 года был предложен на рассмотрение проект Градостроительного плана развития территории Южного административного округа на период до 2020 года. В проекте представлен ряд мероприятий по улучшению состояния окружающей среды, в том числе будет осуществлено озеленение и благоустройство водоохранных зон для Москва-реки шириной 400 м, рек Городни и Чертановки шириной 100 м, Котловки, Чуры, Шмелевки, Царицынского ручья шириной 50 м.