Красный (Красносельский, Великий) пруд


Каменев Л.Л. Туман. Красный пруд в Москве осенью. 1871. Холст, масло.

Красный пруд на карте 1880 г.

Красный или Красносельский пруд - один из древнейших прудов Москвы. Находился между современным Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, в пойме р.Чечеры. Известен в летописях с 1423 г. как Великий пруд. В XV—XVIII вв. к северо-востоку от него находилось Красное село (отсюда другое название). Первоначальная площадь 23 га. В начале XIX в. использовался для спуска нечистот; к концу века площадь его сократилась до 9 га. Засыпан в 1910 г. От Красного пруда происходят названия Краснопрудных улицы, переулка и тупика.


Красное село - название в XV—XIX вв. местности по обе стороны современных Краснопрудной и Русаковской улиц. Происходит от дворцового села, к юго-западу от которого находился Красный пруд. В XVII—XVIII вв. в Красном селе был царский Красносельский дворец. Сохранилась церковь Покрова (1701, 1816, 1838, архитектор О.И. Бове, с колокольней и трапезной, 1730—51; Нижняя Красносельская улица, 12). В XVIII в. Красное село вошло в состав Москвы. В 1838 в связи с началом строительства храма Христа Спасителя в Красное село был переведён Алексеевский монастырь. Ныне название сохраняется в наименовании Верхней, Нижней и Малой Красносельских улиц, 1—6-го Красносельских проездов, станции метро «Красносельская».

О картине - Ученик А.К.Саврасова и один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Лев Львович Каменев с особенной бережной чуткостью относился к русской земле. «Я и во сне вижу наше русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью», — писал он из-за границы И.И.Шишкину. Эта любовь, это глубокое чувство к живой красоте родины сказывается во всех пейзажах художника. Картина «Туман. Красный пруд в Москве осенью» написана в пору творческой зрелости мастера. Основное впечатление от картины — длящаяся, умиротворяющая тишина, царящая на погруженной в туман земле. Туман, хотя и скрадывает очертания домов, деревьев, линии берега, не лишает пейзаж конкретной достоверности. Внимание зрителя останавливается на нескрытых туманом деталях переднего плана, реально ощутим и пропитанный влагой воздух. Чувство реальности, а поэтому и пластической ясности никогда не покидает русского живописца. Туманное утро оказалось для него поводом передачи особой тишины, легкой элегической грусти. Некоторые бытовые приметы — фигурки занятых своими повседневными делами людей, дым, идущий из трубы, — сообщают пейзажу настроение уюта, пробуждают у зрителей чувство тепла родного дома.
Источник: http://bryansk.fio.ru/vipusk/00006/kaluzhinaim/21.htm



Информация:
Рубрикон - энциклопедические словари
Топонимический словарь: Названия рек, ручев, озер, прудов и оврагов Москвы.


Фонд помощи шнауцерам

Hosted by uCoz