Правительство разрешило приватизацию водоемов

          Риэлторы скоро получат возможность продавать загородные дома в пакете с частными озерами. В четверг правительство одобрило проект Водного кодекса, который разрешит приватизацию отечественных водоемов. Контролировать приватизацию и получать доход от нее будет специально созданное государством ведомство. Уже весной документ должен поступить на рассмотрение Госдумы.

          На своем заседании правительство должно было рассмотреть два проекта Минэкономразвития: проект нового Водного кодекса и проект Лесного кодекса — тем более что оба документа разрабатывались исходя из аналогичных принципов. Но при обсуждении Лесного кодекса эти принципы вызвали столько дискуссий, что решение ограничиться одним Водным кодексом выглядит вполне логичным.

          «Минэкономразвития исходило из обоснованной для этого ведомства точки зрения: природные ресурсы — это имущество, которому надо найти эффективного собственника», — сформулировал общие принципы обоих кодексов директор Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин, посетовав, что у фонда «не дошли руки» до Водного кодекса.

          Вода в частных руках

          Новый документ разрешает приватизацию только замкнутых водоемов и ограниченной площади. Вначале в проекте максимальная площадь была определена в 2 тыс. кв. м (это водоем размерами меньше 50 метров с каждой стороны), затем решили площадь увеличить, до какого размера — пока не известно. «Озеро Байкал нельзя будет приватизировать точно», — говорит замглавы Минэкономразвития Мухамед Циканов.

          Эксперты рынка загородной недвижимости новость еще серьезно не анализировали, но уже уверены в ее позитивном влиянии на рынок. «Это повышает потребительскую стоимость близкой к водоемам недвижимости», — считает президент ГК «Игроник» Никита Пипко. Управляющий компанией «Миэль-Усадьба» Евгений Иванов уверен, что в перспективе, когда под загородную недвижимость будут покупаться участки в несколько гектаров, водоемы в таких поместьях «будут смотреться органично».

          Честин призывает принять меры для свободного доступа граждан к частным водоемам. «На Москве-реке уже сейчас байдарочники почти не ходят — негде высадиться, сплошные заборы», — говорит он. И уверен, что необходимо создать институт ограничения прав собственников на природные ресурсы в интересах общества.

          Под контролем чиновников

          Необходимость создания Водного кодекса Мухамед Циканов обосновывал на заседании правительства отсутствием единой координирующей структуры и соответственно порядка на воде. По его словам, состояние водных ресурсов продолжает ухудшаться, низкая стоимость воды не стимулирует ее экономию, а водное хозяйство вынуждено субсидировать бюджет вместо инвестиций в инфраструктуру. «В нашей стране сложилась необычная ситуация, когда водное хозяйство субсидирует бюджетную систему», — замечает Циканов.

          Поэтому предлагается создать единое ведомство по водным ресурсам с 10 бассейновыми управлениями. Водные ресурсы объявляются федеральной собственностью, за исключением мелких обособленных водоемов. Изменяется и система платы за воду. Вместо налога на водопользование, уплачиваемого регионам, предлагается ввести плату за пользование водными ресурсами, которая пойдет в федеральный бюджет. Циканов признал, что у регионов образуется при этом выпадение доходов, но пообещал им компенсацию за счет федерального бюджета.

          Несмотря на то, что у регионов фактически отнимают право распоряжаться водными ресурсами (до сих пор региональные власти могли самостоятельно заключать договоры на пользование) и доходы от их использования, регионы возражали не слишком активно. «Все равно все ресурсы — в руках правительства и парламента, — объяснил такое равнодушие председатель комиссии Совета Федерации по налоговой политике Олег Чиркунов. — Зато плата за пользование ресурсами несомненно лучше налога — исходя из принципа «потребитель платит».

          Возражений Минтранса и Минприроды, у которых отбирают властные полномочия, тоже не последовало. "Это не главный вопрос Водного кодекса, но он логично вытекает из предложенной им стройной системы управления", — говорит замминистра транспорта Борис Новосельцев.

          Безопасность на водах
          Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов опасается, что передача объектов судоходства, в том числе гидротехнических сооружений, поддерживающих напор искусственных морей, где подъем достигает 20 метров, может негативно отразиться на безопасности. «Зачем это нужно делать, — недоумевает он. — Чтобы пришлось создавать комиссию, расследующую гибель сотен людей в случае катастрофы?» Будучи председателем комитета по транспорту Торгово-промышленной палаты, Ефимов заручился поддержкой ее председателя Евгения Примакова и теперь обещает, что тот обратится к президенту и правительству. Однако Новосельцев не видит в передаче сооружений, используемых в том числе для судоходства, ничего страшного: по его словам, уже решено, что новый балансодержатель водных ресурсов будет передавать необходимую инфраструктуру в эксплуатацию органу, регулирующему судоходство (сейчас это Речфлот Минтранса). «Зато эта инфраструктура будет нормально финансироваться», — замечает Новосельцев.

          Финансовые соображения поддерживает и Минприроды. »В прошлом году регионы собрали налог на водопользование на 13 млрд. руб., а потратили на содержание гидротехнических сооружений 1 млрд. руб., хотя по закону обязаны были вложить не менее половины собранной суммы, — говорит первый замглавы Минприроды Николай Тарасов. — По новому Водному кодексу федеральный бюджет будет обязан тратить не менее собранной платы на воду«. По его словам, Минприроды само было инициатором создания единого «хозяина воды».


«Финансовые Известия» от 20 февраля 2004 г.



Hosted by uCoz